С момента принятия нового Закона Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон) в 2018 году, прошло уже более 6 лет.
За это время, данный Закон подвергся изменению и дополнению 13 раз!
И вот, с открытием Единого рынка ЕАЭС – вносятся еще изменения и дополнения, и вместе с ним вносятся и другие изменения, не касающиеся рынка ЕАЭС.
По имплементации условий ЕАЭС в нормы Закона – не вызывает вопросов, хотя считаем, что в недостаточной мере изучено, но скорее всего, в правоприменительной практике будут выявлены соответствия или несоответствия (если будут).
При имплементации некоторых норм ЕАЭС в наше законодательство необходимо отметить, что при оценке некоторых объектов в обязательном порядке предусмотреть в законодательстве о государственных закупках, о государственном имуществе – участие отечественного содержания (оценщиков) должно быть более 70%.
Также, в части образовательного содержания, квалификационных требований и развитии отечественной системы профессионально-компетентностного подхода – проанализировать и привести в соответствие законодательство об образовании, трудовое законодательство и национальную систему квалификации.
С учетом того, что новшества по ЕАЭС, которые будут действовать на территории нашей страны, в целях защиты интересов национальных предпринимателей и отечественного профессионального рынка (деятельности) – вопрос разработки системы справедливой ответственности стоит актуально, так как в законодательстве стран участниц-ЕАЭС имеются различные виды ответственности, не равнозначные с нашими (более усиленные), что можно рассмотреть как одна из ограничительных мер для вхождения в их рынок наших оценщиков.
Принимая во внимание, указанные аспекты, с целью усиления ответственности оценщиков (с расширением субъектного состава), необходимо внедрение системы контроля качества, устанавливающая более регулируемые правила государством (для единообразия) – установка общих навал и правил контроля качества.
Усовершенствование деятельности экспертного совета путем определения четких границ компетенций, полномочий, функций членов экспертного совета, а также их место в системе института оценки и ее оспаривания.
В связи с чем, Содружество предлагает рассмотреть вопрос законодательного закрепления механизма досудебного урегулирования спора с использованием экспертных заключений экспертного совета в обязательном порядке, что существенно снизит нагрузку на судебную систему.
А также предлагаем ограничить деятельность членов экспертного совета только рамками деятельности экспертного совета, и установить прямой запрет для оценщиков, имеющих квалификацию «эксперт», заниматься самостоятельной «экспертной деятельностью», не являясь членом экспертного совета и не представляя экспертный совет.
В сложившихся условиях на рынке профессиональных услуг и делая выводы из существующей практики, мы считаем было бы разумным, установить единый обязательный минимум для всего профессионального сообщества в области повышения квалификации, внедрение в понятийный аппарат термина «Существенность» и определить ее критерии и механизмы расчета, введение понятия «Заведомо недостоверный отчет об оценке», в связи с чем необходимо пересмотреть определение «недостоверный отчет об оценке» (не может оценщик за недостоверный не по его вине отчет об оценке нести такую же ответственность как за намеренно созданный недостоверный отчет).
И в завершении хотелось бы отметить: учитывая политику страны и Главы государства, направленную на цифровизацию, мы поддерживаем идею признавать на законодательном уровне электронный отчет об оценке наряду с бумажным вариантом.