В процессе рассмотрения предложений Министерства финансов Республики Казахстан и обсуждения проекта Закона о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан», Содружество, опираясь на мнение членов Содружества, практическую реализуемость и действующие условия рынка, а также на профессионально-компетентностный подход государства в политике формирования профессионального государства, выражает несогласие по вносимым изменениям и дополнениям.
По реализации деятельности оценщика
Необходимо отметить, что в действующем законодательстве предусмотрена форма реализации оценщиком своей профессиональной деятельности путем Частной практики. Но в соответствии с Налоговым законодательством (подпункт 19) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса), оценщики не подпадают в данную категорию.
На сегодняшний день, оценщики осуществляют в форме индивидуального предпринимательства.
В связи с этим необходим упорядочения и унификации понятийных аппаратов и подходов, и предлагаем внести изменение в пункт 2 статьи 4 Закона следующим содержанием:
«2. Оценщик может осуществлять деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой в виде индивидуального предпринимательства либо без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также на основании трудового договора с юридическим лицом.»
Обоснование:
Данное определение является наиболее оптимальным и отражающим сущность реализации оценщиком своих профессиональных функций.
Также такое определение закреплено в отношении юридических консультантов: пункт 2 статьи 75 Закона Республики Казахстан от 5 июля 2018 года № 176-VІ ЗРК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»: «2. Юридический консультант может оказывать юридическую помощь самостоятельно, занимаясь частной практикой в виде индивидуального предпринимательства либо без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также на основании трудового договора с юридическим лицом. ».
Это также позволит унифицировать юридическую терминологию и подходы к определению профессиональной деятельности, и однородности.
По требованиям к деятельности
Действующим законодательством предусмотрено требование к образованию в оценщики: высшее.
И это правильно.
Предлагаемое Министерством финансов предложение об установлении ограничения и запрета на право на возможность занятия деятельностью по оценке, а именно введение в Закон норму установление требования к специализации: по специальности «оценка» и (или) высшее техническое или экономическое образование, считаем не отвечающим требованиям действующего законодательства и Конституции Республики Казахстан.
Обоснование:
Согласно подпункта 5) и 9) абзаца 1 статьи 1 Закона Республики Казахстан “О профессиональных квалификациях”, профессия – род занятий, осуществляемый физическим лицом и требующий определенной квалификации для его выполнения, а профессиональная квалификация – степень профессиональной подготовки, характеризующая владение компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по профессии.
Следовательно, речь идет о степени подготовки на владение соответствующими компетенциями, а компетенции - это способность применять навыки, позволяющие выполнять одну или несколько профессиональных задач, составляющих трудовую функцию, где навык – это способность применять знания и умения, позволяющая выполнять профессиональную задачу целиком.
В Казахстане имеются иные профессиональные деятельности: аудитор, судебный эксперт, бухгалтер, медиатор и др. Анализируя законодательство о требованиях к аудитору, судебному эксперту, медиатору, бухгалтеру, мы видим то, что достаточно наличия высшего образования. Так почему для деятельности по оценке (оценщику) предъявляются необоснованные требования к направлению образования?
Если законодательство предусматривает единство в направлениях образования к профессиональной деятельности в соответствующей отрасли – то должно быть едино для всех! К примеру:
1: Закон Республики Казахстан “Об аудиторской деятельности” Подпункт 5) абзаца 1 статьи 1: аудитор – физическое лицо, аттестованное Квалификационной комиссией по аттестации кандидатов в аудиторы (далее – Квалификационная комиссия), получившее квалификационное свидетельство о присвоении квалификации "аудитор"; К аттестации допускаются лица, имеющие высшее образование … .
2: Закон Республики Казахстан “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности” Подпункт 8) абзаца 1 статьи 1: профессиональный бухгалтер – физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера, являющееся членом профессиональной организации. Квалификационные требования, предъявляемых к кандидатам в профессиональные бухгалтеры” ... 2. Наличие высшего образования.
3: Закон Республики Казахстан “О медиации” Подпункт 2) абзаца 1 статьи 1: медиатор – независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной основе или общественных началах в соответствии с требованиями настоящего Закона; Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут: 1) лица, имеющие высшее образование, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие документ (сертификат), подтверждающий прохождение обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой в порядке, определяемом уполномоченным органом в сфере медиации, и состоящие в реестре профессиональных медиаторов.
4: Закон Республики Казахстан “О судебно-экспертной деятельности” Статья 20. Квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту Лица, указанные в подпунктах 1) и 2) пункта 1 статьи 19 настоящего Закона, должны отвечать следующим квалификационным требованиям: 1) иметь высшее образование.
Как видно из норм указанных законов, предъявляются общие требования к наличию высшего образования, а не по направлению (специальности)!!!
В каждой профессии есть свои особенности, свои направления в работе, и требование на наличие экономического или технического образования являются немотивированными и приводимые обоснования Министерством являются ложными: не подтвержденными. Как указано подпунктом 29-1) Закона Республики Казахстан “Об образовании”, профессиональное образование – вид образования, направленный на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности.
Вместе с тем, необходимо отметить, что и в Международных стандартах оценки не имеется требования на Определенную специальность!
В законодательстве стран-участниц ЕАЭС также не предусмотрено требование к направлению образования. А установление такого ограничения противоречит «духу и идеи ЕАЭС» по единству рынка.
Возникает вопрос: Каким образом был определен перечень специальностей для профессии «Оценщик»? Почему именно три направления специальностей? Почему не юридическое образование??? – Ведь оценщик в своей работе, согласно требованиям стандартов оценки проводит и правовую работу (идентификация имущественных прав, объекта оценки, рассматривает правовое положение объектов оценки, работает с различными нормами различных законодательств и др.).
Соответственно, предлагаемое «новшество» - рассматривается как коррупционный фактор, а также антиконституционной нормой – как нарушение прав и свобод человека на труд и как дискриминационная норма:
«Статья 14 Конституции:
1. Все равны перед законом и судом.
2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.
Статья 24 Конституции:
1. Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии.»
Таким образом, включение в действующую редакцию Предлагаемой нормы разрушит основу целостности законодательства (пункт 2 статьи 4 Закона «О правовых актах») и каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней: Конституции Республики Казахстан, Закону «Об образовании», Закону «О профессиональных квалификациях».
Вместе с тем, необходимо отметить, что Министерство финансов в обоснование своих доводов делает ссылки на законодательство от 2000 года (до введения Закона 2018 года) – таким образом они прямо вводят общество в заблуждение. Так как до введения в действие Закона 2018 года, действовал порядок лицензирования, которые в корне отличаются от действующей системы присвоения квалификации «оценщик».