В преддверии открытия Единого рынка услуг ЕАЭС, на площадке Министерства финансов Республики Казахстан с участием палат оценщиков, проводится обсуждение внесение изменений и дополнений в некоторые нормы законодательства об оценочной деятельности.
Учитывая предложения Министерства финансов Республики Казахстан, Содружество рассматривает иную точку зрения в формировании работоспособной нормы и унификации подходов к определениям и терминам:
Содружество предлагает рассмотреть следующее предложение по изложению пункта 2 статьи 4 Закона:
«2. Оценщик может осуществлять деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой в виде индивидуального предпринимательства либо без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также на основании трудового договора с юридическим лицом.»
Данное определение является наиболее оптимальным и отражающим сущность реализации оценщиком своих профессиональных функций.
Также такое определение закреплено в отношении юридических консультантов: пункт 2 статьи 75 Закона Республики Казахстан от 5 июля 2018 года № 176-VІ ЗРК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»: «2. Юридический консультант может оказывать юридическую помощь самостоятельно, занимаясь частной практикой в виде индивидуального предпринимательства либо без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также на основании трудового договора с юридическим лицом. ».
Регулятор также пересматривает формулировки по вопросам экспертизы отчета об оценке и экспертного совета (подпункт 10) абзаца 1 статьи 1 Закона, по абзацу 1 пункта 1 статьи 11 Закона, по пункту 7 статьи 11 Закона:
По понятию «Экспертиза отчета об оценке»:
Необходимо оставить в действующей редакции, палата сама не проводит экспертизу.
Экспертом (подпункт 20) абзаца 1 статьи 1 Закона) признается ЧЛЕН Экспертного совета палаты оценщиков, имеющий свидетельство о присвоении квалификации «эксперт». Соответственно, Экспертом может быть только лицо, избранное в состав Экспертного совета Общим собранием палаты оценщиков, и только Экспертный совет проводит экспертизу.
Отражение в определении «Экспертиза отчета об оценке» словосочетания «Экспертный совет» – говорит о консолидированном мнении и всестороннем рассмотрении предмета экспертизы (отчета об оценке) и выяснения всех необходимых вопросов членами экспертного совета, это исключает коррупционные риски и конфликта интересов.
Оценщики, избирая на Общем собрании членов Экспертного совета выражают доверие Экспертному совету (коллегиальному органу), а не одному эксперту.
Установленное требование – избрание членов Экспертного совета Общим собранием оценщиков – говорит о вынесении профессионального вывода членов Экспертного совета после обсуждения всеми членами Экспертного совета, а не одного эксперта.
Определение и понятия должны давать полное раскрытие, а не ссылку на статьи Закона или какого-либо акта. Статьи меняются, а понятийный аппарат не может постоянно находится в изменяемом состоянии. Согласно технике формирования нормативной базы и актов, не допускается формирование и включение в институциональные понятия не раскрытые или ссылочные определения!
Содружество придерживается действующей редакции, и оно полно отражает смысл «института» экспертизы отчета об оценке и распределения ответственности.
Предлагаемое предложение Министерства финансов в части проведения экспертизы и исследования материалов экспертизы только одним экспертом и вывода одного эксперта не является правильным и обоснованным, такое положение вещей не отвечает критериям объективности и справедливости, коллегиальности принятия решений.
Также рассматривались вопросы результатов работы оценщиков:
Содружество положительно рассматривает более предпочтительным предложение Ассоциации Финансистов Казахстана:
«1. По результатам проведенной оценки составляются не менее двух экземпляров отчета об оценке, один из которых хранится у оценщика или юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, в порядке, определяемом палатой оценщиков, второй и последующие экземпляры передаются заказчику (в случаях, установленных договором на проведение оценки).
Вопросы ответственности также были рассмотрены на заседаниях рабочих групп.
Содружество, по статье 21 Закона, предлагает рассмотреть следующую формулировку:
«Статья 21. Ответственность членов палаты оценщиков
1. За нарушение требований законодательства Республики Казахстан об оценочной деятельности, устава, правил и стандартов палаты оценщиков, кодекса деловой и профессиональной этики, член палаты оценщиков несет ответственность в соответствии с настоящим Законом, законами Республики Казахстан, правилами и стандартами палаты оценщиков. Порядок наложения взысканий на членов палаты оценщиков, их снятия и обжалования определяется палатой оценщиков.
1-1. Порядок обеспечения имущественной ответственности устанавливается палатой оценщиков и применяет один из следующих способов:
1) страхование гражданско-правовой ответственности оценщика;
2) привлечение к имущественной ответственности членов палаты оценщиков;
3) использование иных способов обеспечения имущественной ответственности, предусмотренных законами Республики Казахстан.
Убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам, вследствие использования итоговой возможной величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете об оценке, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.».
Предлагаемая формулировка наиболее полно отражает сущность ответственности члена саморегулируемой организации, где раскрыто и материальное содержание, так и нематериального характера взыскания.
Эти и другие вопросы будут также дополнительно обсуждаться и надеемся на соответствующие справедливые изменения.